вторник, 3 апреля 2018 г.

Глава XVII. Финансовая политика.

1. Что такое государственные финансы?
Денежные средства, извлекаемые государством из народного хозяйства для удовлетворения государственных нужд, — называются государственными финансами. Способы, которыми при этом извлечении и распределении средств пользуется государство в интересах господствующего класса, и составляют содержание финансовой политики.
2. Из чего создаются государственные финансы?
Государственные финансы создаются из тех средств, которые в состоянии уделить государству производительные классы общества. Ясно, что финансовая политика зависит от состояния производительных сил страны и связана с проводимой общей экономической политикой.
3. Каковы особенности финансовой политики Советской власти?
Если финансовая политика капиталистических государств сводится к наибольшему обложению эксплуатируемых классов, то советская финансовая политика сводится к перемещению центра тяжести налогов с плеч трудящихся на классы, живущие за счёт нетрудового дохода (в условиях НЭП‘а).
4. Каковы были первые шаги Советской власти в области финансовой политики после Октябрьской революции?
Они были направлены к уничтожению частного финансового капитала и экспроприации денежных средств у буржуазии в целях решительного сокрушения силы сопротивления буржуазии пролетарской революции. Эти мероприятия сводились: 1) к уничтожению частного кредитного аппарата (банков), чем была уничтожена основа финансового могущества буржуазии, а государство освобождено от крупного долга частным банкам, получившим от него во время империалистической войны свыше 4 миллиардов рублей, 2) к уничтожению всех старых долгов государства (царское правительство ежегодно платило по своим долговым обязательствам около 325 миллионов рублей), чем Советская власть сбросила с себя огромную финансовую тяжесть, и 3) к ограничению для буржуазии возможности пользоваться оставшимися у неё денежными и материальными средствами.
5. Как отразилась Октябрьская революция на налоговой политике?
Первое время Советская власть стремилась сохранить налоги, как орудие извлечения доходов от буржуазии для государства. Точно также были сохранены косвенные налоги. Второй этап (с конца 1918 года по начало 1921 г.) характеризуется заменой фискальной (доходной) роли налогов их значением в качестве орудия классовой борьбы. С этой целью были проведены единовременный чрезвычайный 10 миллиардный революционный налог и натуральный налог на сельскохозяйственную продукцию, ложившийся на плечи зажиточной части деревни.
6. Каковы были результаты налоговой политики первой эпохи революции?
Вследствие того, что в то время существовали государственные монополии на большинство товаров и хозяйство в большей своей части из товарного превращалось в натуральное, ясно, что денежные налоги давали настолько ничтожные результаты, что в начале 1921 года их хотели вообще отменить и только переход к НЭП'у изменил создавшуюся обстановку.
7. Что стало с денежным обращением в связи с экономической политикой Соввласти?
Расширение роли государства, как всеобщего производителя (за исключением сельского хозяйства) и распределителя, привело фактически к почти полному совпадению народного хозяйства с государственным. Поэтому происходившее одновременно с этим отмирание рынка, натурализация заработной платы, отмена денежных налогов и т. п. почти совершенно уничтожили денежное обращение. Последнее существовало постольку, поскольку государству необходим был выпуск денег для извлечения с рынка, так называемых, ненормированных продуктов.
8. Какую роль играли различного рода доходы государства в первую эпоху революции?
Доходы государства в то время состояли из: 1) запасов золота, промышленной и сельскохозяйственной продукции, 2) дохода от национализированной промышленности, 3) дохода от денежных налогов, 4) дохода от натуральных налогов и 5) дохода от эмиссии, т. е. выпуска бумажных денег. Запасы, оставшиеся от старого строя, хотя и были значительны, но они были невозобновимы и терялись, вследствие утраты территории при гражданской войне. Доходы от промышленности были незначительны, кроме того, она работала исключительно по государственным заказам, главным образом, для Красной армии. Доходы от денежных налогов постепенно сводились к нулю (см. п. 6). Следовательно, наибольшее значение имели доходы от натуральных налогов и эмиссии.
9. Какова была роль эмиссии в эпоху гражданской войны?
Доход государства от эмиссии и натуральных налогов в миллионах золотых рублей равнялся:


1918 г.
1919 г.
1920 г.
От натур. налогов
127
253
500
От эмиссии
523
390
186
Всего
650
643
686
Отсюда мы видим: 1) что общий доход, приблизительно, стоял на одном уровне, 2) что постепенно роль доходов от натурналогов увеличивалась, а от эмиссии — уменьшалась и 3) что эмиссия добирала с населения то, что не могли взять натуральные налоги, являясь таким образом своеобразным налогом на население. Плательщиками этого эмиссионного дохода государства являлись держатели обесценивающихся бумажных денег, т. е. широкие массы трудящихся, в первую очередь — рабочие и служащие, получавшие от государства зарплату бумажными деньгами. В самом деле, продавцы товаров, учитывая падение курса бумажного рубля, повышали цены на товары, а покупателям их приходилось за свои деньги получать меньше товаров, чем следовало бы, и этим они создавали доход государству. Но если чрезмерная эмиссия имела свои отрицательные стороны, неся с собой падение курса рубля с уничтожением устойчивого денежного знака, а также являясь своеобразным обложением, главным образом, трудящихся масс, не отвечая таким образом основам классовой налоговой политики Соввласти, — то, с другой стороны она имела и положительное значение, так как являлась добавочным государственным доходом, (эмиссия всегда приносит доход), без которого молодая в то время Советская власть, не имевшая налаженного налогового аппарата, не могла бы долго просуществовать, а также эмиссия без всякого внешнего насилия экспроприировала денежных капиталистов, сводя имевшиеся у них суммы к нулю.
10. Какие задачи встали перед Советской властью в области финансов с переходом к новой экономической политике?
НЭП возрождал рынок. Рынок для своего правильного развития нуждается в устойчивых деньгах. Создать устойчивые деньги можно было только отказавшись от чрезмерной эмиссии. Отказаться от эмиссии Советская власть могла только в случае возможности отказа от тех доходов, которые давала эмиссия. А это, в свою очередь, возможно только при безубыточности государственного бюджета (бюджет — это совокупность доходов и расходов). Борьба с дефицитным (убыточным) бюджетом возможна, с одной стороны, путём уменьшения расходов, а с другой — путём увеличения обычных доходов государства от промышленности, торговли, сельского хозяйства и т. п. Увеличение доходов государства от промышленности возможно было только путём её кредитования. В результате НЭП в области финансов выдвигал следующие основные задачи: 1) восстановление денежного обращения и создание устойчивого денежного знака, 2) устранение дефицита государственного бюджета и 3) возрождение кредита.
11. Каковы были мероприятия Советской власти в деле усиления денежного рынка?
Этими мероприятиями на основе усиливающегося товарооборота в стране были: 1) разрешение свободного распоряжения денежными средствами, предоставленное кооперации декретом от 10 июня 1921 г., для всех граждан — 30 июня 1921 г. и государственным предприятиям — 9 августа 1921 г., 2) деноминация (переименование) денег, в целях упрощения счёта, причём старые 10.000 рублей приравнивались к 1 рублю новому.
12. Каковы были условия восстановления денежного обращения в Советской Республике до проведения денежной реформы 1924 г.?
То время (середина 1921 г. — конец 1923 г.) характеризовалось: 1) возрастающим количеством выпущенных в обращение денежных знаков, 2) непрекращающимся ростом эмиссии и 3) ещё более быстрым ростом товарных цен. Чтобы восстановить денежное обращение, необходимо было, наряду с мероприятиями по общему подъёму производительности народного хозяйства, усилению товарооборота и т. п., принятие мер, направленных непосредственно на денежное обращение: сокращение эмиссии, создание твёрдой валюты и т. п.
13. Какое значение имеет создание устойчивого денежного знака?
Чрезмерная эмиссия влекла за собой постоянное падение курса рубля. Стабилизация рубля (укрепление и устойчивость его) невозможна без отказа от эмиссии, как основной доходной статьи государственного бюджета. С другой стороны, стабилизация рубля имеет большое значение для всего народного хозяйства, так как без неё невозможны: 1) правильный товарооборот между городом и деревней, что является необходимым в целях закрепления союза рабочих и крестьян, а также 2) учёт производительности промышленности и увеличение её доходности для государства.
14. Каковы были причины дефицитности государственного бюджета до проведения денежной реформы 1924 г.?
Этими причинами были: 1) убыточность государственной промышленности, 2) незначительность налоговых поступлений и платности услуг и 3) чрезмерные государственные расходы на содержание аппарата.
15. Какими мерами боролось государство против дефицитности своего бюджета?
В целях уничтожения убыточности государственной промышленности и достижения самоокупаемости её, — она была переведена на хозяйственный расчёт, причём прибыльные отрасли промышленности обязывались все свои свободные излишки отдавать в общегосударственную кассу. Приняты были меры к увеличению вненалоговых доходов государства введением платности за оказываемые им услуги (за переезд по железным дорогам — с 9 июня 1921 г., за пользование почтой и телеграфом — с 20 июня 1921 г. и т. д.), а также и налоговых поступлений (введение промыслового налога с 26 июля 1921 года, общегражданского с 11 февр. 1922 г. и т. д.) В целях сокращения расходов по содержанию государственного аппарата было сокращено как количество учреждений, так и количество сотрудников в них.
16. Как теперь строится бюджет Советской Республики?
Вследствие восстановления платности за услуги и восстановления налогов, образующих средства для покрытия местных расходов, одновременно с общегосударственным бюджетом создаются и местные бюджеты: губернские, уездные и областные. Все расходы местного значения вносятся в местные бюджеты, которые покрываются местными же поступлениями. Помимо облегчения общегосударственного бюджета этим достигается: 1) большая заинтересованность населения в уплате налогов и 2) большая внимательность к расходам местных учреждений, что создаёт хозяйственность и бережливость их. К местному бюджету относятся: отчисления и надбавки к промысловому налогу, местные налоги и сборы, указанные центральной властью, доходы от предприятий местного значения, доходы от коммунальных имуществ и предприятий и пособия от государства.
17. Какую роль в общегосударственном бюджете играют отдельные виды доходов?
Из бюджета на 1922–1923 гг. видно, что 63% всех государственных доходов составляют налоги. Отсюда понятна громадная роль налоговых поступлений в деле создания бездефицитного бюджета.
18. Как подразделяются налоги?
Налоги разделяются на три группы: прямые, косвенные налоги и пошлины.
19. Что такое прямые налоги?
Прямыми налогами называются налоги для непосредственного прямого обложения известных групп населения либо с предметов, дающих им доход (недвижимое имущество, денежные капиталы, земля, промыслы и т. п.), либо с доходов их от каких бы то ни было других источников, в том числе и с высокой заработной платы. Главнейшими современными прямыми налогами у нас являются: сельскохозяйственный, промысловый и подоходно-имущественный.
20. Что такое косвенные налоги?
Косвенными налогами называются обложения предметов массового потребления; они взимаются не с каждого отдельного потребителя, а до поступления их в продажу. Косвенное обложение проводится путём: 1) государственных производственных монополий, 2) государственных торговых монополий и 3) акцизов на товары. Косвенными налогами облагаются: вино, пиво, кофе, дрожжи, свечи, нефтяные продукты. Косвенные налоги главной своей тяжестью ложатся на трудящиеся массы, поэтому налоговая политика Советской власти заключается в постепенной замене косвенного обложения прямым.
21. Что такое пошлины?
Пошлинами называются сборы с лиц, обращающихся к государству за какими-нибудь услугами для них. (Пошлины нельзя смешивать с таможенными пошлинами. О последних см. гл. XVI, п. 28).
Пошлины бывают судебные, канцелярские, дорожные, судоходные и др.; к ним же относится и гербовый сбор с различных документов.
22. Каково значение денежных налогов в финансовом хозяйстве Советской Республики?
Движение государственных доходов видно из следующей таблицы:

Движение госдоходов по четвертям гг.
Налоги
Эмиссия
Имущества и предприятия, кредит
ВСЕГО
В процентах
I–III 1922 г.
2,7
86,7
10,6
100
IV–VI 1922 г.
8,9
69,4
21,7
100
VII–IX 1922 г.
13,6
56,8
29,6
100
Х–ХII 1922 г.
24,4
46,3
29,3
100
I–III 1923 г.
35,6
30,0
34,4
100
IV–VI 1923 г.
25,7
26,2
48,1
100
VII–IX 1923 г.
23,0
20,9
56,1
100
Из таблицы видно, что роль налогов в народном хозяйстве по мере развития НЭП‘а увеличивалась и что они составляли 1/4 всех государственных доходов до перехода к денежной реформе.
23. Как развивалась налоговая политика Советской власти после перехода к НЭП'у?
Общее направление её было: от многообразных натуральных налогов к единому денежному. Этот переход совершался постепенно. Сначала были многообразные натуральные налоги (1921–1922 гг.), потом они были заменены единым натуральным налогом (с оставлением масляничного и яичного), трудгужналогом, подворно-денежным и пр. (1922–1923 гг.), потом взамен всех этих налогов был установлен единый сельскохозяйственный налог, без прибавления к нему каких-нибудь добавочных и взыскиваемый в натурально-денежной форме (1923–1924 гг.) и в конце концов, единым сельскохозяйственным налогом, взыскиваемым исключительно в денежной форме (1924–1925 гг.).
24. Какие выгоды представляет единый сельскохозяйственный налог 1924–1925 гг. по сравнению со всеми предыдущими?
Выгоды его заключаются и в отношении населения, и в отношении государства. Для населения выгоды его заключаются: 1) в единстве его, что даёт возможность каждому крестьянскому хозяйству заранее учесть долю своей государственной повинности и сообразно с этим построить план ведения своего хозяйства, 2) в точности его, так как он исчисляется, исходя из учёта всех главнейших доходных статей крестьянского хозяйства, а не из учёта только пашни, скота и количества членов семьи, что влекло за собой частично неправильное обложение отдельных хозяйств, 3) в денежной форме его, что даёт возможность крестьянству продать свои товары на рынке по большей цене, чем раньше их расценивало государство. Для государства же единый сельскохозяйственный налог представляет те выгоды, что на собирание его в денежной форме тратится гораздо меньше средств, и то, что техника его сбора значительно упрощается, что сопряжено с сокращением обслуживающего аппарата.
25. Возможна ли немедленная замена продналогов денежным налогом?
Безусловно, нет. Это зависело в первую очередь от роста рынка и товарности крестьянского хозяйства. Государству необходимы были для удовлетворения своих потребностей (промышленности, Красной армии и т. п.) определённые виды продуктов. Поскольку их нельзя было достать на рынке, оно вынуждено было собирать их в натуральной форме. Развитие рынка способствовало переходу от натуральной формы взимания налогов к денежной, что, в свою очередь, развивало товарность сельского хозяйства и тем самым сближало его с промышленностью, усиливало потребность рынка в деньгах и оздоровляло финансовое хозяйство страны.
26. Когда и почему встал перед Советской властью вопрос об организации кредитного аппарата?
Переход к НЭП'у, вызвавший к жизни частнохозяйственные отношения, перевод государственной промышленности на положение самостоятельных хозяйственных единиц и т. п., породил потребность в кредите. В этих целях, осенью 1921 года, был учреждён Государственный банк, который начал сначала свою деятельность, как учреждение краткосрочного кредита, а потом долгосрочного с правами эмиссионного учреждения, т. е. выпуска своих банковых денег — банкнот (червонцев).
27. Что такое банковская эмиссия?
Банковской эмиссией называется право государственного банка выпускать деньги. Банковские деньги имеют твёрдое обеспечение и выпускаются в золотой валюте достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Эмиссия банку разрешена была вследствие того, что он не имел своих крупных вкладов, а должен был кредитовать народное хозяйство, что ему сравнительно легко было сделать, выпуская червонцы под залог товарных ценностей отдельных предприятий или учреждений.
28. В чём заключается отличие банковской эмиссии от советской казначейской?
В настоящее время, когда кредитные билеты приравнены к червонцу, различие между ними заключается только в том, что банковская эмиссия является, главным образом, кредитной эмиссией, а казначейская исходит из потребностей рынка в деньгах, служа в то же время средством получения государством эмиссионного дохода.
29. Каковы задачи кредитной политики Советской власти?
Выполняя общую задачу кредитования народного хозяйства, государственный и прочие банки способствуют упорядочению нашего хозяйства, предоставляя кредит только хорошо поставленным предприятиям, требуя от них отчётности, сокращения накладных расходов и т. д., а также создают кредитную дисциплину, внедряя в сознание хозяйственников необходимость возвращения в срок взятой ссуды.
30. Отчего зависит успешность кредитной политики Советской власти?
Так как отпуск средств государством банкам очень ограничен, за невозможностью большого увеличения эмиссии при сохранении твёрдости курса рубля, а «собственных» вкладных средств у банков тоже немного, то отсюда ясно, что успешное развитие кредитной политики в ближайшем будущем зависит от использования особого источника получения средств, а именно — от кредитных операций государства в виде займов.
31. Как ставится и разрешается вопрос о займах в Советской Республике?
Займы бывают внутренние (внутри страны) и внешние (у иностранного рынка). Заключение внешних займов сопряжено с большими затруднениями, так как: 1) Советская власть уже однажды (во время Октябрьской революции) уничтожила все старые займы, 2) вследствие отсутствия на мировом рынке свободных капиталов, а потом 3) ещё и потому, что иностранные капиталисты великолепно понимают, что приложение больших капиталов к нашему народному хозяйству поможет ему быстрее возродиться и тем самым усилить мощь СССР, что их устрашает и задерживает в заключении займов. Вследствие этого Советская власть обращает сейчас большое внимание на проведение внутренних займов.
32. Каков характер внутренних займов государства?
До середины 1924 г. проведено несколько внутренних займов: 1‑й и 2‑й хлебные займы, сахарный, золотой 6% выигрышный, 8% промышленный и 5% крестьянский выигрышный. Первые займы носили краткосрочный, последние — долгосрочный характер.
33. Как с переходом к новой экономической политике изменялась валютная политика Советской власти?
Валюта — это международное платёжное средство: золото, платина, иностранные деньги и пр. Валютная политика до 1921 г. сводилась к полному запрещению сделок с золотом. С переходом к НЭП‘у и оживлением внешней торговли СССР, взамен прежней монополии казны на владение золотом и иностранной валютой, Госбанку предоставлены были права на производство операций с золотом и иностранной валютой, впоследствии расширенные и для фондовых бирж, а также и особых кредитных учреждений.
34. Каковы были последствия банковской эмиссии в 1923 г.?
Выпуск Госбанком кредитных денег (червонцев), имевших, вследствие устойчивости своего курса в золоте, большие преимущества перед обесценивающимися с каждым днём совзнаками, повлёк за собой превращение их в средство обращения товаров с одновременным вытеснением с денежного рынка совзнаков. Так например, если на 1 января 1923 г. червонцы составляли 8,6% общей суммы денежного обращения страны, то к 1 января 1924 г. — уже 80,5%. Одновременно уменьшилось значение совзнаков, процент которых в общей сумме денежного обращения страны снизился за 1923 г. с 91,4% до 16,7%.
35. Какое значение имело вытеснение из денежного обращения совзнаков червонцами?
Прежде всего — уменьшение доли совзнаков в общей сумме денежного обращения страны сводило постепенно их роль, как средство получения эмиссионного дохода государством, к нулю. Одновременно вытеснение червонцами совзнаков порождало разменные кризисы (осень 1923 г.), неблагоприятно отражавшиеся на правильном развитии рынка.
36. Чем объяснялись разменные кризисы 1923 г.?
До революции деньги достоинством в 10 р. и выше составляли 59,8%, а деньги достоинством менее 10 р. — 40,2% общей суммы денежного обращения страны. Так как червонцы выпускались достоинством не ниже 1 червонца (=10 рублям), а относительное количество их (более 80%) далеко превысило общую потребность рынка в деньгах крупного достоинства, то это обстоятельство и порождало разменные кризисы.
37. Как повлияло вытеснение червонцами совзнаков на финансовую политику Советского государства?
Прежде всего, вытеснение червонцами совзнаков означало для государства уничтожение одной из доходных статей его бюджета — эмиссионного дохода. В зависимости от возможности отказа от него рассматривалась и возможность проведения денежной реформы.
38. Каково было состояние государственного бюджета накануне денежной реформы 1924 г.?
Советское государство, подготовляя денежную реформу, задолго начало борьбу за устойчивый рубль, постепенно уменьшая роль эмиссионного дохода в общей сумме доходных статей своего бюджета. За 1923 год роль эмиссионного дохода значительно уменьшилась (в январе 1923 года эмиссионный доход составлял 31,5% всех доходов государства, в августе 1923 года — 14,3%). Бюджет на 1923–1924 гг. предусматривал дефицит в сумме 354 млн рублей, что составляло менее 20% всех его расходных статей.
39. Каким путём Советское государство покрывало дефицит своего бюджета, проводя денежную реформу?
Покрытие дефицита проводилось путём: 1) уменьшения расходных статей бюджета, 2) проведением кредитных операций (займы и пр.), а также 3) путём нормального использования эмиссии, как доходной статьи государства, возможного только в случае общего роста товарооборота в стране и роста потребности рынка в новом количестве денег. На самом деле так и было; так, например, за один 1923 год ценность всей денежной массы страны возросла в 2 раза и продолжала увеличиваться и в течение всего 1924 года.
40. Какие законы изданы были Советской властью для проведения денежной реформы?
Такими законами были: 1) декрет ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1924 г. о выпуске государственных казначейских билетов, 2) декрет от 14 февраля 1924 г. о прекращении эмиссии советских денежных знаков и 3) декрет от 22 февраля 1924 г. о выпуске и чеканке серебряной и медной монеты.
41. Какое отличие государственных казначейских билетов от старых Советских денежных знаков?
Отличие заключается в том, что государственные казначейские билеты основаны на золотом счёте и разменны, как таковые, на червонцы, рубль за рубль. Кроме того, выпуск кредитных билетов, в целях непревышения выпуска их сверх действительной потребности рынка в них, производится каждый раз по постановлению центральной власти на определённую сумму, сообщаемую во всеобщее сведение.
42. Чем отличаются новые серебряные советские деньги от старых дореволюционных?
Только рисунком чеканки, с сохранением формы её, а также как общего веса монеты, так и веса чистого серебра в ней.
43. Каким путём были изъяты из обращения старые советские денежные знаки?
Путём выкупа их на новые государственные казначейские билеты по золотому курсу совзнаков во время проведения денежной реформы (500.000 рублей совзнаками = 10 рублям золотом).
44. Каким путём можно обменять старые серебряные монеты на новые советские?
Серебряные монеты как дореволюционные, так и советские (совершенно одинаковые по стоимости, см. п. 42) — не полноценны. Ценность серебра в высокопробных монетах (достоинством в 1 рубль, 50 и 25 копеек) составляет 66–68% их номинальной стоимости, в низкопробных (20, 15, 10 и 5 коп.) — 33–34%. Советское государство, идя навстречу интересам широких масс трудящихся, обладающих каждый порознь незначительной суммой старых серебряных монет, организовало выкуп их по стоимости заключённого в них серебра, т. е. покупая пока только высокопробные серебряные монеты из расчёта 1 старый серебряный рубль = 62 копейкам.
45. Какое значение имеет денежная реформа 1924 г. для денежного обращения и всего народного хозяйства?
В результате проведения денежной реформы 1924 г. денежное обращение целиком перешло на одну устойчивую денежную валюту, опирающуюся на золото. Этим был заложен фундамент здорового существования рынка и дальнейшего развития его, столь необходимого для усиления общей хозяйственной мощи СССР.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: