суббота, 10 февраля 2018 г.

Глава IX. Моя неудачная передышка

В первых числах апреля я решила сделать небольшой перерыв в работе, съездить на отдых к матери (отца моего уже не было в живых), где думала также и легализоваться, так как после октябрьской амнистии, которая покрыла все мои предыдущие грехи, оформиться, восстановить себя в правах не успела — было всё время некогда этим заняться.
Дома я предполагала получить паспорт на своё собственное имя, но не тут-то было.
Наши уездные власти к весне 1906 г. уже вовсе забыли про царский манифест 17 октября 1905 г., благо от этого манифеста к тому времени уже остались «рожки да ножки». Приехав к матери, я два дня благополучно просуществовала у неё, а на третий, когда меня вписали в домовую книгу, появился почётный эскорт в лице нескольких городовиков со старшим Сидором во главе, Сидором, знакомым мне с детства, которым пугали маленьких детей, нарушавших родительскую волю. Городовиков возглавлял усатый, нафиксатуаренный, чрезвычайно галантный в обращении пристав. Пришли за мною часов в 11 утра, обыска никакого не произвели, а вежливо пригласили меня «пожаловать» в полицейское управление, которое у нас помещалось, разумеется, на базарной площади.
Бедная мать моя пришла в великое отчаяние, причитала мне вдогонку, что я позором покрыла её голову, что на неё все пальцами будут указывать, как на мать арестантки, и т. д., но все эти упрёки по моему адресу нисколько не помешали ей немедленно побежать на базар за покупкой курицы, которую они в экстренном порядке сварила для меня, очевидно предполагая, что организм мой сильно потрясён арестом и я очень нуждаюсь в немедленном диетическом и притом усиленном питании.
По крайней мере, через два часа после ареста, шагая в запертой комнате полицейского управления в ожидании исправника, который должен объяснить мне, во имя чего я ему потребовалась, я услышала перебранку за дверью между усатым околотком, недавно столь галантно передо мною расшаркивавшимся, и женским голосом, в котором к ужасу узнала голос матери; её отпихивали от двери, на неё кричали. Я стала усиленно барабанить кулаком в дверь, а когда дверь открыли, увидела перед собою заплаканную мать с судком в руках и разъярённую физиономию околотка, который, приятно осклабясь при моём появлении, забормотал: «Ах, извиняюсь, это, оказывается, к вам, никак не ожидал, чтобы у такой барышни была такая надоедливая мамаша». Я ответила, что мамаша у меня великолепная, доказательством служит то обстоятельство, что не успели меня и запереть хорошенько, как она уже тут как тут, и обед успела для меня приготовить. При виде меня вполне здравствующей мать моя сразу успокоилась, особенно после того, как я поела и похвалила сваренную ею курицу, а также уверила её, что никакой серьёзной опасности мне не грозит.

Через час пришёл исправник, и тут мы с ним в самой мирной беседе выяснили, что мой арест является просто недоразумением, что он «забыл» про амнистию, что имеющееся у него предписание задержать меня на случай, если я явлюсь на родину, относится к старым годам. Предписание это вполне покрывается амнистией в 1905 году, я могу считать себя свободной и вернуться в отчий дом. Но после случая с забвением и амнистии я не без основания опасалась, что уездный исправник может вдруг оказаться способным не только забывать, но и вспомнить кое-что, либо из другого города могут ему напомнить обо мне, поэтому решила дольше дома не оставаться, тем более, что из-за нервной атмосферы, создаваемой вокруг меня матерью в связи с этим злополучным мимолётным арестом, отдыха никакого не выходило. Тут же бросила я также мысль о легализации, которая показалась мне теперь совершенно нецелесообразной, так как продолжать работать под собственным именем, столь скомпрометированным прошлыми арестами и тюрьмами, всё равно нельзя было бы, поэтому решила опять жить и работать по чужому паспорту — из своей привычной нелегальной кожи не вылезать. Пробыв у матери несколько дней, ровно столько, сколько потребовалось, чтобы приготовить её к новому своему уходу в неведомую и поэтому столь жуткую для неё даль, я отправилась в Костромскую губернию, к своей старой приятельнице Елизавете Александровне Колодезниковой, в свою «вотчину», как мы все укрывавшиеся у Колодезниковых называли их имение Жирославку, упомянутую мною уже выше. Это имение в течение ряда лет служило прекрасным санаторием для нашего брата, нелегального; кажется, во всём мире не было тогда такого уютного, гостеприимного уголка, какой был всегда уготован для нас в «вотчине» Жирославке. Однако и там пришлось мне прожить недолго. Костромские товарищи, сильно нуждаясь в работниках и узнав, что я нахожусь поблизости, вытребовали меня в срочном порядке в Кострому на работу.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: