вторник, 1 августа 2017 г.

Метод воспитания кадров

Критика и самокритика, являясь движущей силой развития, есть вместе с тем метод воспитания наших кадров. Самокритика, учит товарищ Сталин, есть особый метод, большевистский метод воспитания кадров партии и рабочего класса вообще в духе революционного развития. Без самокритики нет правильного воспитания партии, класса, масс; без правильного воспитания партии, класса, масс нет большевизма. Самокритика, говорит товарищ Сталин, «является основой нашего партийного действия, средством укрепления пролетарской диктатуры, душой большевистского метода воспитания кадров».
Широкое использование критики и самокритики как могучего инструмента в руках партии позволило ей выковать многочисленные кадры работников всех отраслей партийной и государственной деятельности.
По-большевистски воспитывать кадры — это значит учить работников на их собственных ошибках и недостатках. Не может быть правильного воспитания кадров там, где проходят мимо их ошибок, не поправляют этих ошибок, где существует обстановка семейственности, обывательское спокойствие. Когда тот или иной работник допускает ошибки, которые не критикуются, дело будет ухудшаться. И, наоборот, если человеку вовремя указали на совершённый им промах, то он может исправиться. «Кто думает, — говорит товарищ Сталин, — щадить самолюбие наших кадров путём замазывания их ошибок, тот губит и кадры, и самолюбие кадров, ибо он замазыванием их ошибок облегчает повторение новых, может быть более серьёзных ошибок, которые, надо полагать, приведут к полному провалу кадров в ущерб их «самолюбию» и «спокойствию».
Ленин и Сталин учат, что только добросовестное вскрытие ошибок, изучение причин, породивших эти ошибки, принятие мер к исправлению ошибок правильно воспитывает партийные и советские кадры. Благодаря тому, что партия не замазывает ошибок, а учит на них работников, партийные и советские кадры постоянно совершенствуются, растут. В 1930 году, например, партия, товарищ Сталин вскрыли серьёзные искривления партийной линии в колхозном строительстве. Сущность искривлений состояла в том, что некоторые работники, увлёкшись темпами коллективизации сельского хозяйства, забыли о принципе добровольности колхозного строительства, стали создавать колхозы поспешно, путём административного нажима. Эти ошибки представляли большую опасность, так как подрывали доверие крестьян к колхозам. Товарищ Сталин в статьях «Головокружение от успехов» и «Ответ товарищам колхозникам» подверг резкой критике ошибки и повернул внимание наших кадров на правильный путь. Критика и самокритика помогла исправить ошибки, допущенные в колхозном строительстве коммунистами, и явилась школой воспитания кадров партии и государства, критика и самокритика помогла вырастить и закалить новые колхозные кадры. «Эти кадры обучались и воспитались на ошибках 1930 года. Но этих кадров не было бы у нас теперь, если бы партия не осознала тогда своих ошибок и не исправила их своевременно».
Ярким примером обучения кадров на их собственных ошибках является партийная критика хозяйственных кадров за их ошибки, допущенные в период Шахтинского дела, когда буржуазные специалисты, пользуясь технической неграмотностью некоторой части наших хозяйственных кадров, вредили в угольной промышленности. Товарищ Сталин на пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 году в речи «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» показал, что партия не смогла бы вырастить хозяйственные кадры, если бы вовремя не указала на их ошибки, которые они допускали, неохотно признавая свою техническую отсталость и слабо усваивая требование партии — овладеть техникой. Как показала практика, критика ошибок хозяйственных кадров возымела своё действие. Партия вырастила многочисленные и великолепные кадры хозяйственников, прекрасно овладевших техникой и успешно двигающих вперёд социалистическую промышленность.
Большевистская критика как метод большевистского воспитания кадров была с успехом применена партией и в борьбе за ликвидацию нарушений Устава сельскохозяйственной артели, за ликвидацию ошибок на идеологическом фронте в области философии, литературы, искусства, а также в интересах развития передовой науки — мичуринской биологии, языкознания, физиологии.
Указывая работникам на их собственные ошибки, критикуя эти ошибки, партия воспитывает кадры партийных и государственных работников. Самокритика лежит в основе большевистского воспитания кадров. Любой работник, если его поставить в условия бесконтрольности, систематических похвал и отсутствия критики, может испортиться, зазнаться, возомнить о себе, как о незаменимом деятеле. Метод самокритики, проводимый партией, распространяется на всех работников, невзирая на лица. Партия критикует не только плохих работников, но и хороших за их недостатки и ошибки и тем самым подтягивает их на ступеньку выше, предостерегая от опасности скатиться вниз.
Сейчас, когда наша страна находится на новом высоком подъёме и все советские люди охвачены чувством большой гордости и радости в связи с новыми крупными победами на фронте коммунистического строительства, было бы особенно опасно предаваться благодушию, перестать замечать недостатки. Чтобы добиться ещё больших успехов в строительстве коммунизма, партия повышает требовательность к кадрам, учит их нетерпимо относиться к недостаткам нашей работы.
В своей речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа гор. Москвы 9 февраля 1946 года товарищ Сталин, ставя на суд избирателей отчёт о деятельности коммунистической партии нашей страны, говорил:
«Ваше дело судить, насколько правильно работала и работает партия и не могла ли она работать лучше.
Говорят, что победителей не судят, что их не следует критиковать, не следует проверять. Это неверно. Победителей можно и нужно судить, можно и нужно критиковать и проверять. Это полезно не только для дела, но и для самих победителей: меньше будет зазнайства, больше будет скромности... Не многого стоила бы коммунистическая партия нашей страны, если бы она боялась критики, проверки».
Самокритика, развиваемая большевистской партией, — действенное средство для предупреждения благодушия и головокружения от успехов; самокритика — верное оружие против зазнайства, она подтягивает работников, заставляет их быть требовательными к себе и другим. Самокритика воспитывает и закаляет кадры, укрепляет партийную и государственную дисциплину, улучшает нашу работу, развивает активность масс и помогает партийным организациям мобилизовывать трудящихся на решение огромных задач, стоящих перед партией, перед нашим Советским государством в строительстве коммунистического общества.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: