вторник, 1 августа 2017 г.

Принципиальность критики и самокритики

Партия поддерживает не всякую критику, а принципиальную большевистскую критику и самокритику, которая улучшает нашу работу, помогает двигать её вперёд, усиливает руководство, укрепляет партийность.
Известно, что в своё время в роли «критиков» подвизались троцкисты, бухаринцы и другие враждебные партии и Советской власти элементы. Но их «критика» носила злобный, враждебный партии и советскому народу характер. Она вела к разрушению партийности и государственности, ослаблению социалистического строительства, разложению кадров, разоружению рабочего класса. Против такой «самокритики», к которой звали троцкисты и другие враждебные элементы, наша партия вела борьбу всеми силами, всеми средствами.
«Надо строго различать, — говорит товарищ Сталин, — между этой чуждой нам, разрушительной антибольшевистской «самокритикой» и нашей, большевистской самокритикой, имеющей своей целью насаждение партийности, упрочение Советской власти, улучшение нашего строительства, укрепление наших хозяйственных кадров, вооружение рабочего класса».
Таким образом, партия, товарищ Сталин учат, что надо разоблачать и давать отпор критике злопыхательской, носящей враждебный характер, «идущей с той стороны баррикады и имеющей своей целью дискредитацию и ослабление Советской власти...».
Партия, товарищ Сталин учат также, что нельзя сбиваться на критику ради критики и превращать её в спорт, в травлю или дискредитацию работников. «Критикуйте недостатки нашего строительства, но не извращайте лозунг самокритики и не превращайте его в орудие травли наших хозяйственных и всяких иных работников».
Большевистская критика и самокритика, преследующая цель не ослабления руководства, а его укрепления, улучшает партийную и государственную работу, помогает партии воспитывать массы в духе коммунизма, укрепляет партийную и государственную дисциплину, поднимает идейный и культурный уровень наших кадров, умножает их силы и ведёт вперёд.
Высокая принципиальность, политический подход к оценке деятельности кадров, их ошибок и недостатков — важнейшая черта большевистской критики.
Товарищ Сталин в докладе на XV съезде партии показал, что может получиться, если подходить к делу не принципиально, а, так сказать, в семейном порядке:
«Иван Иванович, член руководящей верхушки такой-то организации, допустил, скажем, грубейшую ошибку и испортил дело. Но Иван Фёдорович его не хочет критиковать, выявлять его ошибки, исправлять его ошибки. Не хочет, так как не имеет желаний «нажить себе врагов». Допустили ошибку, испортили дело, — эка важность! А кто из нас не ошибается? Сегодня я его, Ивана Фёдоровича, пощажу. Завтра он меня, Ивана Ивановича, пощадит. Ибо какая есть гарантия, что я также не ошибусь? Чинно и хорошо. Мир и благоволение. Говорят, что запущенная ошибка есть порча нашего великого дела? Ничего! Авось как-либо выедем на кривой.
Вот, товарищи, обычные рассуждения некоторых наших ответственных работников.
Но что это значит? Ежели мы, большевики, которые критикуют весь мир, которые, говоря словами Маркса, штурмуют небо, если мы ради спокойствия тех или иных товарищей откажемся от самокритики, — то разве не ясно, что ничего, кроме гибели нашего великого дела, не может из этого получиться?».
Принципиальный подход в критике — это такой подход, когда критика ведётся с общепартийных и государственных позиций, когда любой частный факт оценивается в свете политики партии и Советского государства; это такое отношение к своей собственной работе и к работе других товарищей, когда люди не закрывают глаз на недостатки и ошибки, не замазывают их, а стараются глубоко вникнуть в самую суть дела, выяснить причины недостатков, чтобы найти действенные меры для их устранения.
Беспринципность наносит серьёзный ущерб во всяком деле. Многие недостатки в работе той или иной партийной, государственной или общественной организации нередко зависят от того, что в ней имеется нетерпимая обстановка угодничества, при которой вопросы не подвергаются деловому критическому обсуждению, критические замечания в отношении руководящих работников не высказываются.
Известно, какое огромное значение имеет принципиальная и объективная критика для дальнейшего подъёма и развития советской науки. «Общепризнано, — указывает товарищ Сталин в своём труде «Относительно марксизма в языкознании», — что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики».
Такое же большое значение имеет большевистская критика для развития советского искусства, литературы, кинематографии, для всей нашей идеологической работы. Художественная критика всегда была нужна для искусства и литературы, она тем более необходима в советском обществе, где метод критики и самокритики является могучей движущей силой развития. Без критики и самокритики невозможно дальнейшее движение вперёд нашей литературы и искусства. Велика ответственность критика, призванного судить о художественных произведениях, помогать правильному формированию литературы и искусства.
Советской литературной и театральной критике чужды рассмотрение и оценка художественных произведений с точки зрения узко ведомственных или приятельских отношений. Критика, связанная ведомственными, групповыми, приятельскими интересами, не может быть боевой и принципиальной, она наносит серьёзный ущерб делу литературы и искусства. В оценке явлений литературы и искусства такая критика руководствуется не государственными, народными интересами, а соображениями мелких, корыстных интересов той или иной узкой группы художников или писателей. Такая критика утрачивает основное качество — нетерпимость к идейно-художественным недостаткам произведений литературы и искусства. Нередко из-за нежелания портить приятельские отношения и боязни обидеть кого-либо из друзей наши критики дают неправильную, необъективную оценку художественных произведений: на все лады расхваливают посредственные произведения и не замечают действительно полноценных художественных произведений.
Отмечая недостатки литературной критики, ЦК ВКП(б) в своём постановлении «О журналах «Звезда» и «Ленинград» указывал: «Такого рода либерализм, при котором интересы народа и государства, интересы правильного воспитания нашей молодёжи приносятся в жертву приятельским отношениям и при котором заглушается критика, приводит к тому, что писатели перестают совершенствоваться, утрачивают сознание своей ответственности перед народом, перед государством, перед партией, перестают двигаться вперёд».
ЦК ВКП(б) в своих постановлениях по идеологическим вопросам подверг резкой принципиальной критике серьёзные недостатки в литературе, искусстве, музыке, кинематографии, дал широкую программу развёртывания критики и самокритики в творческих организациях писателей, художников, деятелей искусства и кинематографии, литературных и театральных критиков.
Благодаря направляющему руководству коммунистической партии, её повседневной заботе о росте идейно-художественного уровня искусства и литературы, о развёртывании принципиальной критики художественных произведений советские писатели, художники, деятели театра и кинематографии создали большое количество выдающихся художественных произведений.
Требование принципиальности в критике относится ко всем нашим кадрам, ко всем участкам нашей работы. Воспитывая в большевистском духе кадры, партия требует руководствоваться только интересами дела, принципиальными соображениями. Щадить надо интересы дела, а не самолюбие и не спокойствие работников. Этому учат нас великие Ленин и Сталин. Если ты прав, если твои высказывания и поступки соответствуют идеям, решениям, указаниям партии, никто и ничто не может столкнуть тебя с правильной дороги. Все силы и знания, все думы и дела твои должны быть направлены на улучшение нашего общего дела, на процветание Родины, на успешное строительство коммунизма.
Самокритику нельзя вести келейным порядком, она требует публичности, гласности. Большевистская критика — это критика открытая и смелая. Огромное значение имеет критика недостатков в печати. К сожалению, роль печати в развёртывании критики и самокритики ещё иногда в некоторых наших организациях недооценивается. Есть факты, когда предпочтение отдаётся критике закрытой, известной лишь небольшому кругу людей. Об этом говорят, например, факты, когда отдельные партийные комитеты требуют от редакций газет, прежде чем напечатать какой-либо критический материал, обязательно представить его на согласование. Имеются факты, когда партийные комитеты негласно устанавливают практику, при которой материалы, поступающие в газету, корректируются и приглаживаются. Это лишает газету инициативы и снижает её остроту.
Партия осуждает тех, кто боится «выносить сор из избы» и уклоняется от критики недостатков.
«Что касается вынесения сора из избы, — говорил И. В. Сталин на XV съезде ВКП(б), — то это пустяки, товарищи. Мы никогда не боялись и не будем бояться открыто критиковать себя и свои ошибки перед лицом всей партии. Сила большевизма в том, собственно, и состоит, что он не боится критики и в критике своих недостатков черпает энергию для дальнейшего продвижения вперёд».
Открытое обсуждение ошибок и недостатков позволяет лучше вскрыть их существо, причины, их порождающие, и найти пути их ликвидации.
Большевистская критика тогда будет действенной, когда она конкретна, она не может быть критикой беспредметной, критикой «вообще». Задача критики указывать недостатки, добираться до их причин, до виновников этих недостатков, указывать конкретные пути ликвидации ошибок и предупреждать их появление. Намечая пути устранения недостатков и ошибок, добиваясь их ликвидации, критика приводит к улучшению дела, помогает кадрам совершенствоваться. Большевистская критика является творческой, созидательной, ей чужд поверхностный подход к делу.
Большое значение партия придаёт не только критике недостатков, но и умению наших кадров вскрывать причины недостатков, извлекать уроки из допущенных ошибок. Было бы неправильно думать, что критическое отношение к своей работе сводится лишь к констатации недостатков. Самокритика приобретает силу, если она сопровождается конкретными предложениями, основанными на анализе положительного опыта. Это значит, что самокритика по своему содержанию не может ограничиваться только отдельными критическими замечаниями в адрес той или иной организации или работника. Товарищ Сталин учит, что от отдельных критических замечаний необходимо переходить к более глубокой критике, а от глубокой критики к обобщению результатов критики, к выявлению того, какие достижения сделаны в области нашего строительства в результате критики. Партийный работник должен внимательно изучать практический опыт, бережно относиться к росткам нового, выявлять недостатки и стараться понять их причины.
Недопустимо, что метод критики применяется лишь тогда, когда налицо уже явный провал в работе. Важно, чтобы критика предупреждала ошибки в зародыше, не давала им разрастись.
Товарищ Сталин советует, чтобы каждый советский человек подводил итоги своей работы за каждый день, безбоязненно проверял себя, мужественно критиковал свои недостатки и ошибки, обдумывал, как добиться лучших результатов.
Тот, кто боится критики, — презренный трус, которому безразлично, двигаемся ли мы вперёд или нет, исправляются ли недостатки или они замазываются.
Воспитательная роль критики и самокритики в полной мере выявляется, если она становится методом повседневной работы, а не осуществляется от случая к случаю. Товарищ Сталин учит, что самокритика не мимолётное явление, а неотъемлемое и постоянно действующее оружие в арсенале большевизма.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: