Ленин, конечно, не решал вопросы нашего поведения по
отношению к религии вне времени и других определённых, конкретных данных
окружающей обстановки. Он дал нам лишь общие положения, общие основы, из
которых должны исходить коммунисты-марксисты, когда они решают вопросы,
связанные с отношением к религии. Надо, стало-быть, принимать во внимание
соотношение сил между борющимися классами, степень организованности
пролетариата, его сознательности, понимания им своих классовых. интересов, и
там, где выдвигание нашей антирелигиозной программы может помешать поставленной
пролетариатом цели, её нельзя выпячивать на первое место. С этой точки зрения
тов. Ленин пытается дать в 1909 году ответ на вопрос о том, может ли быть
священник, служитель религиозного культа, членом нашей партии.
«С указанной точки зрения следует решать все частные
вопросы, касающиеся отношения с.‑д. к религии. Например, часто выдвигается
вопрос, может ли священник быть членом с.‑д.
партии, и обыкновенно отвечают на этот вопрос без всяких оговорок положительно,
ссылаясь на опыт европейских с.‑д. партий. Но этот опыт порождён не только
применением доктрины марксизма к рабочему движению, а и особенными
историческими условиями Запада, отсутствующими в России (мы скажем ниже об этих
условиях), так что безусловный положительный ответ здесь не верен. Нельзя раз
навсегда и для всех условий объявить, что священники не могут быть членами соц.‑дем.
партии, но нельзя раз навсегда выставить обратное правило. Если священник идёт
к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную
работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.‑д.,
ибо противоречие духа и основ нашей программы с религиозными убеждениями
священника могло бы остаться при таких условиях только его касающимся, личным
его противоречием. Но, разумеется, подобный случай мог бы быть редким
исключением даже в Европе, а в России он
и совсем уже мало вероятен. И если бы, например, священник пошёл в партию
с.‑д. и стал вести в этой партии, как свою главную и почти единственную работу,
активную проповедь религиозных воззрений, то партия безусловно должна бы была
исключить его из своей среды».
Конечно, иной верующий, который хочет служить и коммунизму,
но так, чтобы служить и богу, то есть человек непоследовательный, половинчатый,
раздвоенный, не сведший концов с концами, может ухватиться за это и сказать:
видите, сам тов. Ленин признавал, что при известных
исторических условиях священник может войти в коммунистическую партию!
(Тогда, в 1909 г., наша партия называлась социал-демократической).
Но здесь надо принять во внимание следующее: во-первых, тов.
Ленин и тогда считал, что он здесь даёт ответ
принципиальный, то есть ответ о том, какими основаниями должно руководиться
в этом вопросе, а вовсе не говорил нам, русским социалистам-коммунистам:
принимайте в партию священников; во-вторых, тов. Ленин и тогда, в 1909 г., считал, что «в России такой случай совсем
уже мало вероятен», когда бы священник вошёл в партию, будучи священником, и не
занимался проповедью религии.
А когда в 1921 г. пришлось решать этот вопрос уже
вполне определённо, в другой исторической обстановке, тов. Ленин решительно
высказался против допущения в партию лиц, связанных с религиозным культом.
Вопрос возник в связи с тем, что некоторые члены партии участвовали в певческих
церковных хорах или читали псалтырь и евангелие в церкви и над усопшими и
т. д. Священников, не снявших с себя сан, не порвавших с церковью, в нашей
партии и не было; но мы должны, ведь, были предвидеть, что с дальнейшим
развалом церковной организации такие случаи обращения священников к коммунизму
будут. Поэтому в том постановлении ЦК РКП, которое мы уже приводили первым же
пунктом, целиком, без изменений одобренном тов. Лениным, мы включили запрещение
принимать в партию служителей религиозных культов.
Пункт этот гласит:
«Не принимать в партию, даже в кандидаты, тех, кто выполняет
какие-либо обязанности священнослужителей любого из культов, как бы
незначительны ни были эти обязанности. Перед членами партии, исполняющими такие
обязанности в настоящее время, поставить ультимативное требование прекратить
связь с церковью какого бы то ни было вероисповедания и исключить их из партии,
если они этой связи не прекращают».
Комментариев нет:
Отправить комментарий