вторник, 28 февраля 2017 г.

Предисловие к изданию 1924 г.

Я долго не решался переиздавать написанную мною в 1906 году «Историю Российской Социал-Демократической Рабочей Партии». Мне казалось, она устарела и требует радикальной переработки. Я был уверен, что тем временем появится настоящая научная «История», которая сделает мою книгу излишней. У нас, действительно, появилась богатейшая литература по истории партии. «Истпарт» проделал колоссальную работу по собиранию материала, освещающего отдельные этапы жизни нашей партии. И всё-таки у нас до сих пор ещё нет настоящей «истории партии». Её ещё ждёт наша партийная масса. Во всей груде собранного исторического материала менее всего освещён период первых шагов русского социал-демократического движения, именно тот, который затронут в моей «Истории». Правда, и об этом периоде имеется ряд воспоминаний и изысканий по архиву департамента полиции. Но воспоминания неизбежно должны страдать многими неточностями. Ведь писались эти воспоминания лет 25–30 после описываемого факта. А использование полицейских архивов представляет большую опасность. По этому материалу вырисовывается не та картина, которая была в действительности, а та, которая обнаружилась в ходе жандармского или охранного расследования. А это далеко не одно и то же. Очень часто, во время допросов, обвиняемые нарочно в своих показаниях искажали действительное положение вещей, стараясь запутать жандармов. Очень часто жандармы определяли относительную роль в движении того или иного участника процесса по тому, что у него найдено при обыске. Простой хранитель литературы, т. е. чаще всего наименее активный работник организации, иногда выдвигался центральной фигурой процесса, и, наоборот, очень активный, но умеющий хорошо конспирировать и никогда не хранивший у себя ничего нелегального, в жандармских дознаниях оставался в тени, а иногда совершенно даже не привлекался к делу.
Конечно, для нашей партии очень интересно выявить полностью работу всех тех товарищей, которые принимали участие в создании партии, интересно точно установить степень и характер участия каждого партийного работника. Всё это очень интересно, но, как мне кажется, не это является задачей истории партии. История должна ответить на вопрос, не кто создавал, а как создавалась партия. В своей работе я этот вопрос и ставил. И именно с этой точки зрения всё написанное мною до сих пор не опровергнуто никем. И именно с этой точки зрения работа моя и теперь не утратила своего значения, не устарела. Пока ещё нет другой работы, которая могла бы заменить её. И вот почему, я, по настоянию некоторых товарищей, решился переиздать её, внеся в новое издание лишь немного чисто фактических поправок.
История моей книги представляет некоторый интерес, особенно для молодых членов партии. Первую часть я писал сейчас же после четвёртого Стокгольмского, так называемого объединительного съезда. Первая часть эта вышла в издании «Колокола» в 15 000 экземпляров. Издание разошлось очень быстро, и когда правительство через две недели решило конфисковать издание, на складе уже ничего не оказалось. Вторую часть я писал в Гельсингфорсе сейчас же после Свеаборгского восстания. «Колокол» очень торопил меня с писанием и с читкой корректуры. Но когда я закончил книгу, издательская фирма «Колокол» обанкротилась. Половина книги была набрана и отпечатана, другая половина оставалась в рукописи. Издавать на свой счёт мне, партийцу-профессионалу, конечно, не было никакой возможности, не было средств на это. Все солидные издательства, зная, что первый том конфискован, конечно, отказывались рисковать изданием второго тома. С большим трудом мне удалось убедить одного молодого издателя рискнуть. Он приступил к дальнейшему набору. Но не успел набрать одного листа, как издатель был арестован (его каким-то образом привлекли по делу об экспроприации в Фонарном переулке). Ему пришлось месяца два просидеть в тюрьме и доказывать, что он не «верблюд», что никакого касательства к экспроприаторам не имеет. Всё время, пока он был в тюрьме, была запечатана и типография, в которой набиралась моя книга. По выходе из тюрьмы он отказался от продолжения издательства.
Пришлось опять искать нового издателя. На моё счастье наша фракция решила организовать большевистское легальное издательство «Зерно». Владимир Ильич познакомился с моей книгой в рукописи и признал необходимым её издать. Таким образом, было приступлено к продолжению набора и печатания книги. Раза два типография «Дело», в которой она, печаталась, запечатывалась полицией на более или менее продолжительный срок. Каждый раз я был уверен, что и рукопись и набор погибли окончательно. Но как-то сходило благополучно. Типография вновь распечатывалась, и работа продолжалась. Наконец, кончилось печатание последнего листа. Книга поступила в отдельную брошюровочную мастерскую. Отдельные экземпляры книги (очевидно кем-то выкраденные из брошюровочной) продаются в разнос на Невском проспекте. И вдруг я узнаю, что хозяин брошюровочной, самый благонамеренный буржуа, за что-то арестован, и мастерская его, вместе с моей уже готовой книгой, запечатана полицией.
И на этот раз в конце концов кончилось благополучно. Мастерская была распечатана, и книга, наконец, доставлена на склад в издательство. Управляющий издательством, зная, наверное, что полиция немедленно явится конфисковать мою книгу, решил свезти её на нелегальный склад и уже оттуда разослать по провинции. Но полиция проследила как раз этот нелегальный склад, нагрянула туда и захватила всё издание и сожгла все готовые 15 000 экземпляров.
Так что вторая часть моей книги, после всех перечисленных мытарств, попала в свет лишь в том небольшом числе экземпляров, которые были выкрадены кем-то из брошюровочной. Переданные мне авторские экземпляры были тоже арестованы на квартире, на которой я останавливался во время нелегальных наездов в Ленинград. Сам я увидел вторую часть моей книги лишь в 1917 году после разгрома бакинского охранного отделения, там каким-то чудом оказался один из немногих экземпляров этой книги.
В предисловии к первому изданию говорится и о третьей части моей книги. Эта третья часть была действительно написана течение 1907–1908 гг. Она охватывала историю парии и октябрьской забастовки 1905 г. Был подготовлен богатый материал и по истории революции 1905–1906 гг. Конечно, не было никакой надежды издать эту работу легально. Вся эта работа хранилась долгое время в Гельсингфорсе, вместе со всей моей довольно богатой нелегальной библиотекой. Но когда началась реакция в Финляндии я решил переправить всю эту литературу и рукописи заграницу. Всё это попало в Берлин, очутилось каким-то образом (очевидно, при содействии провокатора Житомирского) на той конспиративной квартире, в которой был арестован наш знаменитый боевик «Камо» (Тер-Петросян). Вместе с ним были арестованы и бомбы, а кстати и ящики с моими рукописями и библиотекой. Так погиб, и безнадёжно погиб, третий том этой книги. Вряд ли мне лично удастся восстановить его теперь.
Новое издание моей старой многострадальной книги я озаглавил — «Как начала складываться Российская Коммунистическая Партия». Она охватывает определённый, строго ограниченный период в истории нашей партии, т. е. период до II‑го съезда. Для характеристики этого периода она даёт исчерпывающий материал. Других целей я не ставил себе, работая над этой книгой. История партии ещё не написана, поэтому эта книга имеет право на существование.
М. Лядов.

Москва, март 1924 г.


Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: