понедельник, 7 ноября 2016 г.

Хозяйственно-организаторская деятельность Советского социалистического государства.

Социалистическая собственность на средства производства и социалистические производственные отношения рождаются в результате социалистической революции, в борьбе с капиталистической собственностью и капиталистическими производственными отношениями. Новая, социалистическая экономика не может возникнуть и укрепиться без захвата власти рабочим классом, без использования пролетарской диктатуры в качестве рычага для революционной перестройки старой экономики и организации новой, социалистической.
Как было показано выше, социалистическое государство в этих целях осуществляет национализацию земли, банков и крупной промышленности, превращая их в общенародное достояние, подавляет сопротивление буржуазии и других эксплуататорских классов, организует вооружённые силы революции для обороны страны и обеспечения мирного созидательного труда рабочих и крестьян, укрепляет связи рабочего класса и всех трудящихся, строящих социализм, с пролетариатом и трудящимися массами капиталистических стран. Социалистическое государство сплачивает вокруг рабочего класса все непролетарские слои трудящихся, обеспечивает рабочему классу государственное руководство ими, вовлекает всех трудящихся в строительство социализма, коммунистически перевоспитывает их.
Социалистическое государство выступает носителем общенародной социалистической собственности, владельцем предприятий последовательно-социалистического типа. Оно является организатором и руководителем социалистической системы хозяйства, служит основным орудием рабочего класса для построения социализма и уничтожения классов.
Разрешить все эти задачи может только принципиально новое государство, пролетарское социалистическое государство, у которого не только коренным образом изменились функции, характерные для старого, эксплуататорского государства, но и возникла новая функция, которой не знали эксплуататорские государства. Такой функцией является хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность социалистического государства. Без этой новой функции социалистическое государство не смогло бы служить рычагом преобразования старой экономики в новую, социалистическую. Эта новая функция является функцией постоянно действующей, она развивается и расширяется с развитием социалистического государства, она сохранится как функция органов управления коммунистического общества и после отмирания социалистического государства.
В настоящей главе рассмотрим одну сторону этой новой функции, а именно хозяйственно-организаторскую деятельность социалистического государства, касаясь второй стороны — деятельности культурно-воспитательной — лишь настолько, насколько это необходимо для характеристики и анализа рассматриваемого вопроса.
Переход власти в руки рабочего класса неминуемо сочетается с переходом сконцентрированных при капитализме в руках буржуазии важнейших средств производства в руки социалистического государства. Создаётся мощный социалистический сектор народного хозяйства. Общественный характер производства получает адекватную ему общественную собственность на средства производства, что раскрывает безграничный простор для развития производительных сил. Рост социалистического сектора народного хозяйства непрерывно укрепляет экономическую мощь социалистического государства.
В беседе с Г. Дж. Уэллсом И. В. Сталин, противопоставляя социалистическое государство капиталистическому, говорил, что хозяйство в собственном смысле мало касается капиталистического государства, так как оно не находится в его руках. «Наоборот, государство находится в руках капиталистического хозяйства»[1]. Буржуазное государство не может устранить стихийного действия экономических законов капитализма, не может устранить анархии производства. «Вмешательство» капиталистического государства в экономическую жизнь, в том числе и частичное огосударствление предприятий, лишь усиливает господство капиталистических монополий, ибо сущность государственно-монополистического капитализма состоит в таком сближении буржуазного государства с капиталистическими монополиями, которое характеризуется полным подчинением его капиталистическим монополиям. Попытки «планирования» хозяйства при капитализме сводятся к ещё более непосредственному и неограниченному использованию государства монополиями для усиления эксплуатации трудящихся, для разорения и поглощения мелких и средних предприятий. При подобном «планировании» крупные монополии используют капиталистическое государство для получения выгодных государственных заказов, для безраздельного контроля над источниками и запасами сырья, пользуются субсидиями государства и т. д. Буржуазное государство ещё сильнее завинчивает налоговый пресс, растёт государственный долг, и вместе с тем растут доходы монополистических объединений, для которых государство является не только машиной угнетения трудящихся, но и машиной выколачивания налогов, машиной прямого ограбления масс в интересах монополистов.
Подобное подчинение буржуазного государства монополиям имело место в гитлеровской Германии, оно имеется в Англии, в США, причём в США и Англии после разгрома фашистской Германии оно ещё более усилилось, хотя внешне и выступает в различных формах: в США — в прямой и циничной форме поглощения государственного аппарата монополиями и диктата и указаний с их стороны президенту и правительству, в Англии — в замаскированной форме капиталистической «национализации» и лейбористского «планирования».
Характерной чертой капиталистической национализации, как она обнаружилась в Англии, является: а) распространение её лишь на некоторые отрасли промышленности при оставлении основных отраслей промышленности, приносящих крупную прибыль, в руках капиталистов; б) капиталистическая национализация охватывает лишь те отрасли промышленности, которые являются вспомогательными отраслями, обслуживающими монополии, и которые работали ранее неэффективно, приносили убыток своим частным владельцам; в) бывшим владельцам выплачивается компенсация, часто превышающая действительную стоимость национализированных предприятий; в руках капиталистов остаётся тот же, если не больший, капитал, только меняется форма ценных бумаг, которыми они владеют; г) управление национализированными предприятиями остаётся в руках бывших владельцев или их доверенных лиц; д) капиталистическая национализация отдельных отраслей промышленности используется для предоставления буржуазным государством новых выгод предпринимателям путём предоставления им товаров и услуг по низким ценам, что в свою очередь связано с тем, что в национализированных отраслях промышленности рабочих заставляют работать интенсивнее и сохраняют на низком уровне их заработную плату. Такова сущность капиталистической национализации в Англии, рассчитанная на укрепление позиций буржуазии, на увеличение доходов монополистов. Не случайно консерваторы, много шумевшие в тактических целях о своей враждебности мероприятиям лейбористов в этой области, не торопятся с ликвидацией проведённой лейбористами «национализации», принёсшей новые выгоды буржуазии.
«Вмешательство» буржуазного государства в экономическую жизнь усиливается в период подготовки его к империалистической войне и во время войны. Именно так обстоит дело теперь в США и Англии, где государство, как в своё время в фашистской Германии, выполняя волю заправил империалистических монополий, готовит войну за мировое господство, милитаризирует экономику и развёртывает гонку вооружений. Внешне выглядя как усиление «регулирующей» роли государства в экономике страны, на самом деле политика США и Англии свидетельствует о полном подчинении государства монополиям. Политика империалистической войны не может не вести к усилению хаоса и крайнему обострению анархии производства, свойственных капитализму.
Вот почему капиталистическое хозяйство в США и других странах, где орудия и средства производства принадлежат эксплуататорам и у власти стоит буржуазия, развивается стихийно, и никакие попытки осуществить «регулирование экономики» не могут предотвратить кризиса, надвигающегося на капиталистический мир после второй мировой войны. Милитаризация экономики страны в целях искусственного повышения конъюнктуры и получения капиталистическими монополиями наивысших прибылей, замедляя развёртывание экономического кризиса, в конечном счёте лишь усилит его разрушительное действие. Это начинают понимать некоторые буржуазные деятели. Так, например, в начале 1952 г. в официальном вестнике конгресса США «Конгрешнл рекорд» опубликовано заявление члена палаты представителей от штата Небраска, республиканца Баффета, который заявил: «Американские военные планы, которые имеют своей целью попытаться установить военное господство Соединённых Штатов над всем миром, безрассудно опасны и не могут быть сохранены». В последние месяцы, продолжает Баффет, представители обеих партий США «предостерегали нацию насчёт опасности нашей нынешней политики. Мы должны, как они столь разумно указывали нам, пересмотреть нашу политику, чтобы уменьшить политические и экономические опасности... Наши нынешние военные операции во всём мире, если они будут продолжаться хотя бы короткий срок, сделают наш экономический крах почти неизбежным».
«Вмешательство» буржуазного государства в экономическую жизнь не только не может отменить стихийного характера общественного развития при капитализме, но, напротив, усиливает стихийное действие законов развития капитализма, обостряя конкуренцию, кризисы, безработицу, нищету и разорение масс.
Подготовка новой войны, осуществляемая англо-американскими империалистами и всем руководимым ими лагерем империалистической реакции, ложится тяжёлым бременем на плечи трудящихся, ещё более ухудшая их положение и угрожая им неисчислимыми бедствиями новой войны.
Иное положение в Советской стране. Советское социалистическое общество свободно от антагонистических противоречий, от анархии производства и экономических кризисов; оно развивается при плановом руководстве хозяйством со стороны государства. В основе социалистического общества лежат новые закономерности, принципиально отличные от законов капитализма. Опираясь на социалистическую собственность на средства производства, Советское государство руководит хозяйством, осуществляет свою хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию.
Все функции социалистического государства неразрывно связаны между собой. Хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная деятельность неотделима от охраны и упрочения социалистической собственности — экономической основы советского общества. Созидательная деятельность Советского государства предполагает функцию охраны мирного труда советского народа от агрессивных действий империалистов и их агентов. Всё это свидетельствует о тесной связи внутренней и внешней функций Советского государства. Это и естественно, так как экономика и политика неразрывно связаны между собой. Каждое экономическое мероприятие, проводимое Советским государством, носит политический характер и может быть осуществлено на основе тесного взаимодействия всех функций государства, равно как и наоборот, всякое политическое мероприятие так или иначе затрагивает экономику.
«...На практике, — учит товарищ Сталин, — политика и хозяйство неотделимы. Они существуют вместе и действуют вместе. И тот, кто думает в нашей практической работе отделить хозяйство от политики, усилить хозяйственную работу ценой умаления политической работы или, наоборот, усилить политическую работу ценой умаления хозяйственной работы, — тот обязательно попадает в тупик»[2].
Свою хозяйственно-организаторскую деятельность Советское государство осуществляет через органы государственного управления — Совет Министров СССР, Государственную плановую комиссию, комитеты и главные управления при Совете Министров, через министерства — прежде всего отраслевые, через Советы Министров и министерства союзных и автономных республик, их плановые и хозяйственные органы, местные Советы депутатов трудящихся и их отделы.
Совет Министров СССР объединяет и направляет работу министерств, непосредственно руководит осуществлением народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплением кредитно-денежной системы. Совет Министров СССР через всю систему хозяйственных организаций и хозяйственных рычагов организует и направляет всю хозяйственную жизнь страны.
По мере развития социалистического хозяйства развёртывается хозяйственно-организаторская деятельность Советского социалистического государства, растёт и усложняется аппарат хозяйственного управления. Этот аппарат представляет собой ту часть государственного аппарата, которая не отомрёт в будущем, при уничтожении капиталистического окружения и построении коммунизма, но с отмиранием государства утратит свой политический характер.




[1] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 10, стр. 602.
[2] И. В. Сталин, О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников, стр. 26.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: