пятница, 18 декабря 2015 г.

Новые черты развития в условиях советского социалистического общества.

Всеобщий диалектический закон развития в новых исторических условиях советского социалистического общества приобретает новые черты, которые не могли быть свойственны старому обществу. Одной из этих важнейших черт является ускорение развития, новые, невиданные доселе темпы экономического, политического, культурного развития общества.
Маркс и Энгельс теоретически предвидели это ускорение развития с переходом к новой, социалистической эпохе развития общества.

Советское общество и его краткая, но полная героизма история полностью подтвердили это предвидение основоположников марксизма.
В одной из своих статей, написанных незадолго до смерти, Ленин указывал, что империалисты всего мира поставили перед собой задачу: если не удастся свергнуть революционный строй в России, то хотя бы затруднить его развитие к социализму.
«Они не свергли нового строя, созданного революцией, — писал Ленин в 1923 г., — но они и не дали ему возможности сделать сейчас же такой шаг вперёд, который бы оправдал предсказания социалистов, который бы дал им возможность с громадной быстротой развить производительные силы, развить все те возможности, которые сложились бы в социализм, доказать всякому и каждому наглядно, воочию, что социализм таит в себе гигантские силы и что человечество перешло теперь к новой, несущей необыкновенно блестящие возможности стадии развития»[1].
Но Ленин был полон веры, что советский строй, получив после гражданской войны передышку, на деле докажет небывалые возможности всестороннего развития, докажет, что социализм есть «новая, несущая необыкновенно блестящие возможности стадия развития».
В наши дни практически доказано, что социализм есть стадия небывало быстрого, ускоренного развития. В своих докладах и выступлениях товарищ Сталин неоднократно подчёркивает эту новую черту советского общества: «...наш строй, Советский строй, — говорит товарищ Сталин, — даёт нам такие возможности быстрого продвижения вперёд, о которых не может мечтать ни одна буржуазная страна»[2].
В своей речи перед избирателями в 1946 г. товарищ Сталин заявил, что сейчас речь идёт уже не о том, жизнеспособен или нет советский строй, а о том, что он оказался наиболее жизнеспособным общественным строем, что «советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй»[3].
Именно в преимуществах советского общественного строя перед строем капиталистическим коренятся причины ускоренного развития нашего общества. Социалистические производственные отношения находятся в полном соответствии с общественным характером производительных сил. Это соответствие есть могущественная сила небывало быстрого развития промышленности и сельского хозяйства. Советский строй не знает анархии производства. Плановый характер нашей экономики позволяет двигать вперёд народное хозяйство такими темпами, которые совершенно немыслимы для капитализма.
Величайшее значение для ускоренного развития имеет тот факт, что в активное участие по строительству социализма и коммунизма в нашей стране вовлечены десятки миллионов людей. Широкое участие масс в хозяйственной и общественно-политической жизни есть такая особенность советского строя, в которой Ленин видел залог необыкновенно блестящих возможностей развития при социализме; «...у нас есть такой глубокий источник сил, — говорил Ленин, — такой широкий и глубокий резервуар человеческого материала, которого нет и нигде не будет ни у одного буржуазного правительства»[4].
Эту сторону вопроса подчёркивает и товарищ Сталин, указывая, что никакая власть, кроме советской, не пользуется поддержкой миллионных масс трудящихся.
Но, чтобы двигаться вперёд, выражаясь словами И. В. Сталина, «семимильными шагами», требуется «наличие партии, достаточно сплочённой и единой для того, чтобы направить усилия всех лучших людей рабочего класса в одну точку, и достаточно опытной для того, чтобы не сдрейфить перед трудностями и систематически проводить в жизнь правильную, революционную, большевистскую политику»[5].
Такой партией является коммунистическая партия, партия Ленина — Сталина. В период индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, когда надо было быстро, в невиданно короткие исторические сроки преодолеть вековую экономическую отсталость старой России, партия, указывая на необходимость ускоренного развития, ставила с точки зрения буржуазного рассудка «фантастические» задачи.
«Мы, — говорил И. В. Сталин в 1931 г., — отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»[6].
Но партия не только воспитывала массы в духе необходимости ускоренного развития. Она раскрывала и использовала до дна все преимущества советского строя, позволяющие впервые в истории человечества развивать экономику и культуру небывалыми темпами. Основываясь на марксистско-ленинской теории, она указывала наиболее верные и прямые пути, ведущие к победе. Её политика была могучей чудотворной силой ускоренного развития Советской страны.
Чтобы закон ускоренного развития при советском строе увидеть «в действии», достаточно сравнить темпы развития промышленности в СССР и в капиталистических странах. Товарищ Сталин на XVIII съезде ВКП(б) указал, что «по темпам роста наша социалистическая промышленность стоит на первом месте в мире»[7]. Даже значительно меньший процент прироста промышленной продукции, чем тот, который имеет Советское государство, является, как указывает товарищ Сталин, недосягаемым идеалом для современных капиталистических стран.
Следующая таблица наглядно демонстрирует совершенно разные темпы развития экономики в капиталистических странах и в стране социализма (на примере движения промышленной продукции за 20 лет)[8]:

1929 г.
1933 г.
1937 г.
1946 г.
1949 г.
СССР
100
201,6
428,9
466,4
862,0
США
100
64,9
102,7
154,5
159,5
Англия
100
86,1
123,7
111,2
142,0
Франция
100
77,4
81,7
69,0
90,3

Ускоренное развитие характеризует и социалистическое сельское хозяйство.
Быстрый рост экономической мощи в СССР сопровождается огромным ростом национального дохода, повышением материального благосостояния советского народа. За годы сталинских пятилеток национальный доход в Советском государстве вырос более чем в пять раз. В 1950 г. он вырос на 64% по сравнению с довоенным 1940 г.
За каких-нибудь два десятилетия мирного созидательного труда Советская страна добилась огромного прогресса и в области культуры. Народы, не имевшие ранее своей письменности, своей культуры, стали ныне народами передовой культуры. Ликвидирована неграмотность. Создана новая, советская литература, новое, советское искусство. СССР является ныне мировым центром передовой прогрессивной культуры.
Но не только ускорение является новой чертой развития в условиях советского социалистического общества.
Новой важной чертой является также непрерывность этого развития, непрерывность в смысле неуклонного подъёма производительных сил, материального благосостояния народа, культуры страны.
При капитализме развитие, движение вперёд неизбежно сменяется движением вспять, вызываемым периодическими кризисами, депрессиями, войнами и т. п.
Капиталистическое производство развивается циклически. Это значит, что вслед за подъёмом разражается кризис, кризис сменяется депрессией, застоем, затем начинается новый подъём производства, который сменяется новым кризисом, и т. д. Развитие производства при капитализме, следовательно, не имеет и не может иметь непрерывного характера. Только за последние три десятилетия капиталистический мир переживал глубочайшие экономические кризисы — в 1920, 1929 и 1937 гг.
Характерной чертой экономических кризисов после первой мировой войны, как указал И. В. Сталин, является то, что периоды подъёма производства становятся всё короче, уступая место депрессиям, а кризисы учащаются, приобретают всё более продолжительный и затяжной характер.
Производство в советском обществе не знает такой цикличности. В советском обществе отсутствуют экономические кризисы. Производство здесь подчинено не интересам капиталистической наживы, а целям неуклонного повышения материального и культурного благосостояния народа. Поэтому оно никогда не может быть ограничено уровнем потребления, покупательной способностью масс, как это имеет место при буржуазном строе. Производство в СССР развивается по плану, социалистической системе хозяйства чужда стихийность, анархия. В силу этого производительные силы советского общества развиваются безостановочно, непрерывно.
Буржуазные идеологи пытались обмануть массы легендой о том, что социализм означает конец всякого развития, остановку в прогрессе общества. Накануне Октябрьской социалистической революции Ленин писал в «Государстве и революции»:
«Но важно выяснить себе, как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мёртвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнётся быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперёд во всех областях общественной и личной жизни»[9].
Жизнь, опыт советского общества развеяли в прах лживую легенду буржуазных идеологов.
Процесс постепенного перехода от социализма к коммунизму в нашей стране создаёт новые, ещё более блестящие возможности для быстрого движения вперёд. Советское общество решает ныне такие грандиозные задачи, как преобразование природы, изменение климата, повышение плодородности почвы, орошение огромных пространств земли и т. д. По постановлению правительства в течение нескольких лет должны быть созданы грандиозные гидроэлектростанции на Волге и Днепре, на Дону и Аму-Дарье, Главный Туркменский канал, Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы, Волго-Донской канал. Одни только вновь сооружаемые четыре гидроэлектростанции дадут энергии в одиннадцать с лишним раз больше, чем то количество энергии, которое вырабатывали все электростанции царской России в 1913 г.
В речи перед избирателями в 1946 г. И. В. Сталин указал, что партия ставит перед собой задачу организовать новый могучий подъём, который позволил бы поднять уровень нашей промышленности втрое. На это, говорил товарищ Сталин, уйдёт, примерно, три новых пятилетки.
Такие масштабы строительства и скорость осуществления грандиозных задач по плечу лишь социалистическому обществу. В этом и проявляются новые черты развития, вызванные к жизни уничтожением капитализма и победой социалистического строя.
***
Сделаем теперь основные выводы, вытекающие из всего сказанного о второй черте марксистского диалектического метода.
1. Метафизика отрицает изменение и развитие в природе и обществе, признавая в лучшем случае лишь движение готовых, неизменных тел, причём все формы движения сводятся к его простейшей форме — механическому передвижению тел в пространстве. Метафизика — теория тех классов и партий, которые боятся прогрессивного развития общества и хотят увековечить строй капиталистического угнетения.
2. Марксистская диалектика в противовес метафизическому методу понимает движение и развитие как изменение вообще, как отмирание старого и нарастание нового. Диалектика рассматривает природу не как совокупность застывших предметов, а как совокупность процессов, в которых явления и предметы находятся в состоянии беспрерывного движения, изменения. Всё развитие современной науки, весь опыт истории общества подтверждает такое понимание развития как единственно научное и соответствующее объективной действительности.
3. Из противоположного подхода метафизики и диалектики к вопросу о движении вытекает и прямо противоположное решение вопроса о соотношении движения и покоя. Для метафизики покой есть исходное состояние всего существующего, и поэтому покой рассматривается как нечто абсолютное, а движение как нечто относительное, временное.
Марксистская диалектика, напротив, рассматривает движение, изменение как абсолютный момент, а покой, равновесие как относительный. Покой с точки зрения диалектики есть лишь частный случай движения.
4. Если развитие есть изменение, процесс разрушения-созидания, уничтожения старого и возникновения нового, то всё то, что возникает и развивается, неодолимо. Неодолимость нового — величайший закон развития. Но диалектика требует понимать неодолимость нового, прогрессивного не как лёгкий, плавный, а как чрезвычайно сложный, часто зигзагообразный процесс, в котором новое, прогрессивное пробивает себе дорогу вперёд сквозь все трудности и изломы исторического развития.
5. Отсюда огромное значение приобретает чувство нового, способность видеть новое, когда оно ещё непрочно и не заняло ещё подобающего места в действительности. Чувство нового — драгоценное чувство каждого сознательного борца за социализм.
6. Новое, прогрессивное утверждается не самотёком, не стихийно, а в борьбе. Возможность победы этого нового превращается в действительность при условии сознательной борьбы народа, коммунистической партии за это превращение.
7. Победа социализма принесла с собой новые черты развития, не имевшие раньше места в старом, капиталистическом обществе. Этими чертами является небывалое ускорение развития и непрерывность развития. Эти новые черты находят своё полное объяснение в плановом характере советской экономики, в уничтожении эксплуатации человека человеком, в руководстве коммунистической партии всеми процессами строительства коммунизма.



[1] В. И. Ленин, Соч., т. 33, изд. 4, стр. 456.
[2] И. В. Сталин, Соч., т. 13, стр. 34.
[3] И. В. Сталин, Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 11 декабря 1937 г. и 9 февраля 1946 г., Госполитиздат, 1951, стр. 14.
[4] В. И. Ленин, Соч., т. 30, изд. 4, стр. 208.
[5] И. В. Сталин, Соч., т. 13, стр. 34.
[6] И. В. Сталин, Соч., т. 13, стр. 39.
[7] И. В. Сталин, Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 577.
[8] См. «Правда», 14 июня 1951 г.
[9] В. И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4, стр. 443.

Вернуться к оглавлению.

Комментариев нет: